Титульная страница

О себе

Текущие проекты

Статьи, публикации

Вопросы и ответы

Мои интересы

Законодательство

 

Исполнение инкассового поручения налоговой службы без штампа банка-эмитента.

 

В настоящее время некоторые налоговые инспекции не имеют банковского счета, т.к. находятся на обслуживании в органах федерального казначейства, и по этой причине в банки поступают инкассовые поручения, минуя банк взыскателя (т.е. на инкассовом поручении не стоит штамп банка-эмитента (взыскателя)).

И по этой причине банки отправляют инкассовые поручения обратно без исполнения, мотивируя это нарушением Положения Банка России от 12 апреля 2001 года №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Сопроводительное письмо обычно таково: «Возвращаем Инкассовое поручение № 1 от 01 .01.2001 года на сумму 100 000 рублей на основании п.2.16 и п.8.8 Положения Банка России от 12 апреля 2001 года №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации», т.к. при приеме документов установлено, что Вами нарушен пункт 8.3. вышеназванного Положения…»

По моему мнению, данное действие банка является правомерным по следующим основаниям.

Согласно ст.874 Гражданского кодекса Российской Федерации при расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа.

Банк-эмитент – это не что иное в данном случае, как банк, обслуживающий получателя средств. Налоговая инспекция становится клиентом банка на основании статьи 845 Гражданского кодекса после заключения договора банковского счета. Для более точного понимания, статьей 845 установлено, что клиент банка – это владелец счета, а вледельцем счета организация, опять же согласно данной статье, может стать только после заключения договора банковского счета.

Следовательно, право на совершение операции по инкассо налоговая служба будет иметь только после заключения договора банковского счета и то согласно п.8.6 вышеназванного Положения, если это обязательство будет предусмотрено в договоре банковского счета.

Также при анализе данной проблемы необходимо уточнить вопрос, о котором многие государственные организации, особенно налоговые инспекции, сознательно умалчивают.

Скорее всего налоговая служба думает, что только она может издавать нормативные акты, обязательные для выполнения организациями, забывая, что она и сама должна придерживаться правил, установленных компетентными органами государственной власти.

Ведь в статье 6 Федерального закона от 2 декабря 2000 года №394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» четко закреплена обязательность неукоснительного выполнения нормативных актов, изданных Банком России, для всех органов власти, органов государственной власти, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Поэтому налоговая служба просто обязана на основании федерального закона выполнять требования Положения «О безналичных расчетах в Российской Федерации», установленных Банком России, и не изобретать свои правила.

В противовес моим доводам, существует мнение налоговой службы, согласно которому банки обязаны исполнять инкассовые поручения, которые налоговая служба выставляет напрямую (минуя банк-эмитент) к счету должника.

Прежде всего свою позицию налоговые органы мотивируют статьей 46 Налогового кодекса, которой установлено их право на списание задолженности путем выставления к счету должника инкассового поручения. Дословно эта часть статьи звучит так: «Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.»

Это, пожалуй, единственный довод налоговой службы. Однако хотелось бы обратить внимание приверженцев данной позиции на фразу в статье «путем направления в банк», это говорит о том, что инкассовое поручение налоговой службой направляется именно в банк, а не судебным приставам, налоговой полиции для дальнейшего исполнения решения налоговой службы и ничего более.

Однако сам порядок направления инкассового поручения регулируется не Налоговым кодексом, а Гражданским кодексом по следующим основаниям.

В статье 2 Налогового кодекса, которая так и называется «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах», сказано, что законодательство о налогах и сборах, в данном случае Налоговый кодекс, регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.». В данной статье не сказано, что помимо перечисленного налоговое законодательство регулирует еще и порядок осуществления безналичных расчетов в Российской Федерации, чего в принципе и быть не должно.

Порядок расчетов в Российской Федерации установлен главой 46 Гражданского кодекса, но не как не ст. 46 Налогового кодекса, и в ней говорится, что безналичные расчеты проводятся в соответствии с банковскими правилами, а банковские правила в соответствии с пунктом 4 и 5 статьи 4  Федерального закона от 2 декабря 1990 года №394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает Банк России, а не налоговая служба.

На основании вышесказанного видно, что на самом деле доводы налоговой службы основаны на неправильном толковании норм законодательства и не подлежат применению.

Следовательно, как бы не хотела налоговая служба, но она должна руководствоваться Положением «О безналичных расчетах  в Российской Федерации», и инкассовые поручения, на которых отсутствует штамп банка-эмитента, не должны приниматься банками к исполнению.

 

14 декабря 2001 года

А.А.ПЕТРОЧЕНКОВ

Сайт создан в системе uCoz